Список форумов Вампиры Анны Райс Вампиры Анны Райс
talamasca
 
   ПоискПоиск   ПользователиПользователи     РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Досрочное рождение стиха(с)

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Вампиры Анны Райс -> Кафе дю Монд
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Lessja
Coven Member


Зарегистрирован: 06.04.2005
Сообщения: 1490
Откуда: Siberia

СообщениеДобавлено: Пн Янв 14, 2008 7:55 pm    Заголовок сообщения: Досрочное рождение стиха(с) Ответить с цитатой

Подпишусь под каждым словом автора.
Многим здешним обитателям будет весьма полезно почитать эту статью.

Досрочное рождение стиха
(с)статья взята на просторах И-нета.


Иногда, вспоминая свои первые «стихи», я краснею. Не на почве пламенной любви, понятно, а исключительно от стыда: налицо своеобразная хрестоматия по предмету «как сочинять не надо». Проходят через слишком поспешное «рождение стиха» почти все начинающие рифмоплеты, да и поэты, наверное, тоже. В этой статье постараюсь описать несколько главных, самых характерных ошибок, которые неоднократно делал сам или замечал у других. Возможно, кому-нибудь это сэкономит немало времени и пойдет на пользу.

1. «Тяп-ляп» или хромая лирика.

Огрехи формы — настоящий бич подростковой поэзии. К этой категории относятся самые детские ошибки: нет ритма, нет рифмы, плохо выражена основная идея. Причин обычно две: автор прочел очень мало чужих стихов и поленился вдумчиво перечитать свои. Честно говоря, мне еще не встречался хороший поэт, который не был бы плотно знаком с творчеством отечественных классиков: Пастернака, например, или Гумилева, или Блока или кого-то из авторов того же уровня. Дело в том, что при чтении классической поэзии:
-развивается образное мышление,
-формируется чувство ритма,
-растет словарный запас.
Ну и конечно, стих — не только душевные порывы, но и кропотливая работа по оттачиванию формы. Это требует некоторых усилий и времени, ведь текст — он как вино: чем длительнее выдержка, тем совершеннее вкус. Если стих только что написан, не стоит сразу же публиковать его, пусть себе полежит, проветрится. Через неделю станут заметны недостатки, а через месяц — крупные изъяны.

Конечно, совершенству нет предела, а ошибки часто встречаются даже у мэтров, но это еще не повод для лени. К тому же, есть давно проверенный на практике факт: со стороны огрехи намного виднее. Поэтому, если уж автор видит ошибку, то остальные заметят ее и подавно, неоднократно в этом убеждался на собственном опыте.

2. Лишние, совершенно не нужные по сути, слова и местоимения

Тут, пожалуй, проще всего будет объяснять на примере. Их в сети великое множество, но я не хочу никого обижать, поэтому просто сымитирую «типичные» строки с этой ошибкой, умышленно усилив акценты. Допустим так:

Ты ждешь меня давно в своем подъезде,
но я тебя не жду уже давно.
Мы никогда с тобой не будем вместе,
быть рядом нам совсем не суждено.

Очевидно, что эта «нетленка» буквально нашпигована повторами и личными местоимениями. Вообще, для начинающих очень характерно частое «яканье», «тыканье», «мыканье» и «собственничество» («твой», «мой», «наш», «свой» и т.п.). Кроме того, люди часто не к месту вставляют слова-усилители, не несущие собственного смысла: «очень», «совсем», «даже», «опять», «уже» и.т.п. Это происходит из-за недостатка словарного запаса, образности мышления и, конечно, опыта.

3. Заезженная тема, сюжет, рифма, словосочетание

Это, пожалуй, самое частое обвинение на литературных форумах. Действительно, придумать нечто свежее довольно трудно, особенно если ты молод и у тебя небогатый жизненный опыт. На сегодняшний день есть два-три десятка тем, от которых вдумчивого интернет-читателя уже изрядно поташнивает. В первую очередь я говорю опять же о подростковых опусах: «несчастная любовь», «жить устал », «за окном…», «снова дождь» — это малая толика штампов, которыми тексты просто напичканы. Негатив в молодежном творчестве в Интернете преобладает (причина — отдельный разговор), но даже его можно выразить гораздо оригинальнее и ярче.

Дальше, чуть более тонкий момент: рифмы. Люди, которые только начали писать, как правило, не задумываются о том, что рифма может быть хотя и очень точной, но… предельно банальной! Примеры навскидку: «любовь-кровь», «время-бремя», «река-рука», «ладонь-огонь». К тому же, лично я стараюсь по возможности не рифмовать слова, сходные по форме. Обычно это глагол-глагол или прилагательное-прилагательное: «летать-читать», «тонкий-звонкий», «размыл-застыл» и т.п. Гораздо интереснее и тоньше звучат рифмы между разными частями речи: «зацвел-костел», «шагая-нагая»…

Ну и конечно, существуют штампы-словосочетания. Их очень трудно избежать, потому что они упрямо и настырно лезут в голову сами. Из личного опыта могу сказать, что стих, написанный легко, «на лету», часто состоит из штампов. Примеры попроще: «пришла зима», «золотая осень», «голубое небо», «белые облака», «красивая улыбка» и т.п. Но есть и чуть менее явные штампы: «свинцовые тучи», «свежий ветер», «время наступает» и им подобные. Если таких выражений в произведении много, то оно кажется скучным и быстро утомляет, а ведь исправить — несколько секунд. Скажем, вместо «пришла зима», можно выразиться иначе, гораздо образнее: «завыли злые холода», «волочилась вьюжная старуха» — да как угодно, ведь слов миллионы.

4. Пафос и анахронизмы

Честно говоря, этот момент раздражает меня как читателя больше всего. Пафосные стихи часто получаются у людей, которые бросились в иную крайность — подражание «великим» и нарочитую возвышенность. Тут надо четко осознать, что античный пафос или «высокий штиль» Нового времени характерны лишь для соответствующих эпох. Эти стили изложения считались признаками интеллектуальной одаренности или хорошего воспитания. Но время-то не стоит на месте, меняются обычаи и приоритеты.

Написать пафосный стих — то же, что и пройтись по современному проспекту в римской тоге и лавровом венце, при этом ругаясь матом в телефонную трубку Nokia. Это вычурно, глупо и не нужно, тем более что такой образ на практике очень далек от реальной первоосновы и больше напоминает пародию. Правда, существует одно исключение: если стих сознательно посвящен той эпохе, стиль которой использован для изложения, то анахронизм выглядит уместно. Например, пафос в стихах о музе или «просторечие» в произведениях, написанных по фольклорным мотивам.

Верно и обратное: не следует увлекаться перечислением современных атрибутов, если речь идет о высоких материях. В последнее время многие пытаются вклинить в любовные вирши слова «sms-ка», «айсикью» и прочее… Дело вкуса, конечно, но у меня это вызывает отвращение и приступы брезгливости.

5. Невнимание к критике, нежелание учиться

Вот эта, пятая, ошибка по моим наблюдениям частенько становится фатальной (в плане самореализации) для творческого человека в самых разных сферах деятельности. По себе знаю, как тяжело получать нелестные отзывы или вовсе не получать их. А ведь автору по началу почти всегда кажется, что его творение — шедевр, поэтому воспринимать критику адекватно очень и очень тяжело. Есть риск остаться на том же уроне до старости, добровольно упереться в потолок.

Тут нужно, наверное, научиться играть на собственных амбициях. Просто внушить себе, что каждое неприятное замечание в адрес твоего творчества — это возможность вырасти, подняться чуть выше. Тогда критика начинает даже приносить некоторое удовольствие в духе «Ух ты! Сейчас вот тут исправлю, вот там улучшу и тогда будет совсем-совсем шедевр!» Ну, утрирую, конечно. Но рациональное зерно в таком подходе есть, проверено на практике ;]

Не спешите рожать стихи!

Дело даже не в том, что спешка смешит людей. Просто стихотворный «полуфабрикат» — это очень грустно. Когда читаешь стих и видишь, что автор — человек абсолютно бесталанный в этом отношении, остаешься равнодушным, в общем-то. Но когда в авторе чувствуется огромный потенциал, а стих при этом получается серым-серым, тут становится как-то тоскливо.

Говоришь человеку: «У тебя талант! Доведи работу до ума, подучись, развивайся!» А он слышит только первую часть фразы и продолжает выдавать серость за серостью, хотя может гораздо больше. Местами я и сам этим грешу, к сожалению, но искренне стараюсь это зло искоренить, поднять планку.

В общем, не надо досрочных родов, не надо недоношенных креативов. Стих, на мой взгляд, должен быть сродни контрольному выстрелу: попадать точно в голову и не требовать довеска. Собственно, в любых творческих сферах стремлюсь к тому же, чего и вам желаю.

(с)Илья Иванов

_________________
I'm just a simple russian girl, I've got vodka in my blood, so I dance with brown bears and my soul is torn apart...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
A. la Dreamette
Новорожденный вампир


Зарегистрирован: 19.03.2007
Сообщения: 101
Откуда: Chemnitz, Germany

СообщениеДобавлено: Вт Янв 15, 2008 3:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У меня тaкое подозрение, что это ты про меня так думаешь... Нет, я думаю над своими стихами и использую повторы одних и тех же слов как метод, а не нарочно.
_________________
Die young, live 4ever. And then: carpe noctem

THE forum for libraryvampires:
Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки!
Зарегистрируйтесь или Войдите на форум!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   Yahoo Messenger
Lessja
Coven Member


Зарегистрирован: 06.04.2005
Сообщения: 1490
Откуда: Siberia

СообщениеДобавлено: Вт Янв 15, 2008 3:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

A. la Dreamette, вовсе нет. Это совсем-совсем не ты...
Ты не подходишь под все пункты ;) По-крайней мере, 3 и 5 - точно не о тебе.
А повторы... Может, надо действительно прислушаться к мнению Чёрной Королевы - о напевности.
А мне даже жаль - я привыкла, что здесь никто никого не слушает. И вот, опровержение (:

_________________
I'm just a simple russian girl, I've got vodka in my blood, so I dance with brown bears and my soul is torn apart...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
Mary De Mart
Acolyte


Зарегистрирован: 17.06.2005
Сообщения: 2171
Откуда: Столица

СообщениеДобавлено: Ср Янв 16, 2008 12:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

RiotBlonde, хорошая статья, дельная и жизненная, даже с примерами . И как говорил Сальвадор Дали :"Не бойтесь ссовершенства, ибо вы его никогда не достигните". Т.ч. надо просто работать над собой.
_________________
Боишься - не делай, делаешь - не бойся. Чингизхан.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
Lessja
Coven Member


Зарегистрирован: 06.04.2005
Сообщения: 1490
Откуда: Siberia

СообщениеДобавлено: Ср Янв 16, 2008 1:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прежде всего - читать. И много. Классиков. Потому что только подражая изначально можно вырасти в писателя со своим стилем. Нельзя научиться говорить без младенческого агуканья. Но и агукая не стоит считать, что твоя речь связна...
_________________
I'm just a simple russian girl, I've got vodka in my blood, so I dance with brown bears and my soul is torn apart...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Вампиры Анны Райс -> Кафе дю Монд Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You cannot attach files in this forum
You can download files in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group