Список форумов Вампиры Анны Райс Вампиры Анны Райс
talamasca
 
   ПоискПоиск   ПользователиПользователи     РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Сомптоу. "Вампиры - вечный архетип"

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Вампиры Анны Райс -> Вампирский бар
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antib
Coven Master


Зарегистрирован: 22.03.2005
Сообщения: 2029
Откуда: Северная Венеция

СообщениеДобавлено: Сб Окт 11, 2008 9:57 pm    Заголовок сообщения: Сомптоу. "Вампиры - вечный архетип" Ответить с цитатой

Это вступление к одной из старых "маскарадных" книг-дополнений (sourcebook "Book of the Damned") от автора "Вампирского узла". Автор скромно пиарит себя, родимого, и
Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки!
Зарегистрируйтесь или Войдите на форум!
, но приводит несколько занятных размышлений. На сайте Таламаска.ру есть отчасти похожий
Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки!
Зарегистрируйтесь или Войдите на форум!
, который навёл меня на мысль выложить нижеприведённый текст (в смысле его перевод на русский). Я снабдил упомянутые автором имена ссылками на соответсвующие статьи в Wikiпедии.

Вампир - вечный архетип.
автор - [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/С._П._Сомтоу]С.П.Сомптоу[/url]
перевод с английского - Антиб с Таламаски.ру

В детстве я, как и все дети, знал то, что большинство взрослых забывают - мир который мы можем видеть, слышать и осязать лишь верхушка айсберга, уходящего вглубь к самым тёмным глубинам бессознательного. В те дни посещать эти места было легко, ведь дети знают путь инстинктивно; сейчас я зарабатываю спускаюяь в это царство и пишу репортажи о увиденном, хотя я путешествую подобно слепому - неуклюже и полагаясь на меркнущую память.
Это царство населено экзотическими существами множества видов - чудовища из мифов, книг и фильмов, хамелеоны и химеры, ангелы и демоны. Разумеется наиболее ужасающие существа были самыми интересными, особенно потому, что моё детство прошло за высокими стенами мангового сада и было на удивление свободным от ужаса. Моя няня пугала меня рассказами о Си У - серийном убийце детей поедавшем их кишки, мумифицированные тела его жертв выставлены в музее госпиталя Бангкока; она рассказывала на ночь истории о phii krasue - о бродящем по ночам человеке со срезанной головой, волочащем свои внутренности и использующем свой язык как щупальце.

В 1960-е годы началась война, словно оно началась у нас во дворе - американская культура была на подъёме, американское кино крутили в местах расквартирования военных, и в этих лагерях, среди пагод и великолепных дворцов древнего Сиама я впервые встретил вампиров. Разумеется я имею в виду целлулоидных вампиров: романтичных равно как и отвратительных, высоких, чувственных и невозмутимых - существа к которым можно испытать как страх, так и зависть.
Сексуальное воспитание в те дни было тем, чем было, и я не понимал почему так заманчиво смотрятся уязвимые пышногрудые женщины падавшие в обморок в объятиях Дракулы, не понимал двойного смысла поцелуя смерти. Но я понимал, что происходит что-то основополагающее, а не просто мёртвый дядька кусает тётку в шею. Это было куда сексуальнее чем фильмы о дикой природе.
Увлечение вампирами было бы мимолетным если бы не случился один из тех определяющих моментов, что бывают всего несколько раз в жизни. В моём случае это была находка потрёпанного экземпляра антологии романов ужаса. В той книге был роман [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Старджон,_Теодор]Т.Старджона[/url] "Немного твоей крови". Я лежал тогда взмокший (отчасти от страха, отчасти от тропической жары), это было откровение - вампиры бывают не только в кино. Они могут быть на самом деле.
"Немного твоей крови" не про сверхъестественного вампира. Это леденящая кровь история, спокойно и методично изложенная, про молодого солдата, проходящего сеанс психоанализа. У него было очень нездоровое детство ставшее причиной навязчивого желания пить кровь. Эта история делает вампиризм явлением крайне правдоподобным. С тех пор я прочёл много отчетов о реальных случаях и психиатрическую литературу о вампиризме как психическом отклонении и множество интервью с "настоящими" вампирами. Мне, как пистелю-фантасту, пришлось потрудится, чтоб в эти отчёты и интервью можно было правдоподобно изложить. В этом функция фантастики - это серия ложных утверждений, составленная для того, чтобы помочь нам смотреть в лицо истине. В этом же состоит функция мета-фантастики, чем вы собственно и собираетесь заняться (прим.пер. - автор имеет ввиду ролеваые игры). Разумеется это всё притворство. Никто из вас в действительности не вампир. Ладно, пусть не все. Но когда занимаешься подробными деталями своего персонажа и множеством вероятных исходов пересечения его жизни с жизнями других (или не-жизнями) неизбежно вкладываешь в это частицу себя.
В каждом из нас частица вампира.
Не будь это так, образ вампира не был бы столь привлекательным. Из всех монстров порождённых человеческим воображением ни один не захватывал его как вампир. Причин для такой одержимости столько же, сколько придумано историй про вампиров, столько же теорий о причинах этой одержимости сколько самих теоретиков.
Но все это начинается с любви и смерти.
Это может показаться излишне упрощённым - в конце концов надо отметить, что любое искусство говорит о любви и смерти - двух величайших неуловимых признаках человеческого бытия. Ладно, не будем смягчать слова - это секс и смерть - два полюса вокруг которых вращается всё искусство Западной цивилизации. Секс и смерть очень часто противопоставляются, совмещаются и приравниваются в литературе. Более того, в елизаветинские времена в английском слово "die" так же означало "испытать оргазм". Вот почему Джульетта произносит, перед тем как заколоть себя:

O happy dagger
Here is thy sheath! There rust
And let me die

или когда Отелло душит Дездемону:

I kissed thee ere I killed thee: No way but this,
Kiling myself, to die upon a kiss

Предполагается что зрители ощущают некоторый эротический подтекст. С понятием вампиризма мы имеем противоположную ситуацию. Вместо метафорической связи секса и смерти они буквально приравнены. Поцелуй вампира эротичен и смертелен. Мои сверстники, и те кто старше (прим.пер - Сомптоу родился в 1952 г) помнят старые фильмы Хаммера по книгам [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Ле_Фаню,_Джозеф_Шеридан]Шеридана ле Фаню[/url] о вампирше-лесбиянке Кармилле (Миркаллы, Миллакры и прочие анаграммы). В тех фильмах эротический элементы был еще более явным так как место укуса было перенесно с шеи на грудь.
Разумеется, такой подразумеваемый эротизм дал начало потоку [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд]фрейдистских[/url] толкований вампиризма. Например такая крайность как [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Некрофилия]некрофилия[/url]. Хотя идея секса с мёртвыми отвратительна для большинства нормальных людей, некоторые психоаналитики утверждают, что увлечение вампиризмом является проявлением наших подавленных некрофильских фантазий. Я никогда не замечал таких позывов в себе и сильно сомневаюсь, что многие из нас их имеют..хотя конечно я мог и не проникнуть в свою психику достаточно глубоко. Кто захочет такого погружения? О таком и подумать то страшно.
С другой стороны невозможно отрицать что вампир это самый романтичный из традиционных чудовищ. Вы не заметите толпы красавиц пресмыкающихся перед Мумией, Оборотнем или ожившим мертвецом в духе [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Ромеро,_Джордж]Ромеро[/url] (прим.пер - режиссер фильма "Ночь живых мертвецов"), хотя вампиры тоже "ожившие мертвецы". Постельных с цен с вампирами гораздо больше чем с вервольфами. Описание вервольфа, раздирающего в клочья женщину тоже может нести сексуальный элемент, но это изнасилование, а не вампирическое соблазнение.
Разница между вервольфом и вампиром становится интереснее, когда понимаешь, что в Средние века люди не делали явных отличий между ними. Вампиры тоже меняют форму. До новомодных превращений в летучую мышь им часто приписывали способность обращаться в волка. В "генеалогическом" смысле вампир это более развитая и "цивилизованная" версия старого лохматого вервольфа. Оба образа имеют отношение к одной и той же могущественной метафоре - нечто, на вид вполне человечное и рациональное, едва скрывает под человеческим обличьем некое чудовище - [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Ид]"Оно"[/url], если вам угодно пользоваться фрейдистской терминологией.
Превращение вампира из варвара в соблазнителя, или соблазнительницу, отражает произошедшую за последние века перемену в восприятии западной культурлй сексуальности. Двести лет назад ударение ставилось на аспект "гниющего трупа", как в этой цитате из Байрона:

But first on earth, as Vamyre sent,
Thy corpse shall from its tomb be rent,
Then ghastly haunt, thy native place,
And suck the blood of all thy race...

И сто лет спустя, в отличие от современного кинематографа, "Дракула" [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Стокер,_Брэм]Брэма Стокера[/url]представляет нам вампира куда более "чудовищного" чем элегантные образы созданные [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Лугоши]Лугоши[/url], [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Ли,_Кристофер]Ли[/url] и [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрэнк_Ланджелла]Ланжелла[/url]. Эта чудовищность, как я полагаю, отражает общество в котором любое обсуждение секса было табу, и даже ножки кофейных столиков были задрапированы - чтобы не возжечь в джентльмене пламя страсти. Парадоксально, но хоть о нём и нельзя было говорить, секс был свободно доступен в [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Викторианство]Викторианской[/url] Англии ввиду множества проституток, большинство из которых были очень молоды. Половые акты часто происходили прямо на улице. Принимая во внимание такой шизоидальный взгляд на секс - в духе Джекилла и Хайда - совершенно не удивительно, что образ вампира - человека свиду, но зверя внутри - стал таким популярным, до тех пор, пока сценическая постановка "Дракулы" не превратла вампиризм по обе стороны Атлантического океана в модную причуду.
В 20-м веке сексуальность вампира, следуя изменениям общественной морали, стала все более явной. В последней экранизации "Дракулы" от [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Коппола,_Фрэнсис_Форд]Ф.Ф.Копполы[/url] образ также явно эротизирован. Однако это достижение кинематографа было предвещено вампирской литературой 80-х, каковая имелась в больших количествах. "Интервью с вампиром" [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Райс,_Энн]Анны Райс[/url] стало предтечей вампирского эротического направления. Мой собственный роман"Вампирскй узел", впервые связавший образ рок-звезды и вампира, образ впоследствии использованный Райс в "Вампире Лестате". Нэнси Коллинз в её "Ночью в тёмных очках" и последующих продолжениях также последовала ревизионистскому образу вампира. В этих, и многих других книгах, вампиры существуют в реальности более высокого порядка, более яркой. Они герои (или антигерои), а не посланцы абсолютного зла. Конечно они причиняют страдания - они просто не могут этого не делать, но при этом они страдают и сами; они чувствуют вину, боль и, иногда, даже сочувствие. Часто в сравнении с монстрами из числа людей вампиры выглядят благородными, великодушными и даже любящими.
Монстры которых можно любить и которые любят? Наше видение монстров отражает наше видение нас самих. Видимо в 1993-ем году мы куда менее уверены в том кто мы, чем были в 1893-ем. Более того, люди теперь не вырастают в стабильной и благожелательной среде, что способствовало бы принятию стабильной системы ценностей, неважно нравится нам эта среда или нет. Идея абсолютного зла столь явно отраженная в моральной система прошлых эр сейчас растворилась. В современных рассказах про вампиров мы сами являемся и источником и жертвой вампира. Неоднозначные люди нуждаются в неоднозначных демонах.
Хотя традиционные вампиры не отражаются в зеркалах, люди отражаются. Наши чудовища это мы сами. Они есть тёмная часть нас самих, обрётшая плоть благодаря нашему воображению. Итак мы пришли от фрейдистского взгляда на вампиризм - метафора секса и смерти - к более [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав]юнгианскому[/url] - вампир это один из [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Архетип]архетипов[/url], населяющих наш коллективный бессознательный внутренний мир.
Я сам уделил много внимания юнгианскому вампиру в романе "Вампирский узел", в котором мальчик-вампир проходит сеанс у психиатра юнгинаского направления. Это эссе не предназначено для длительного обзора теорий Карла Юнга, а я не эксперт по этим теориям, но если вкратце, то по Юнгу за нашим индивидуальным сознательным существует коллективное бессознательное, населённое персонажами называемыми архетипами, которые переходят из эпохи в эпоху, проявляются во всех культурах и могут быть найдены в мифах любого народа. Юнг определяет множество этих персонажей как [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Анима]Анима[/url], душа, которая у мужчины это женщина и наоборот; Тень - наша "тёмная сторона"; Вечный ребенок; и Мудрый Старец.
Термин "архетип" очень свободно используется как юнгианцами, так и не-юнгианцами. В классической теории Юнга нет архетипа "Вампир", однако образ вампира определенно обладает свойствами архетипа.
Нпаример: вампиры склонны к нападениям на представителей противположного пола. Это обстоятельство дало толчок фрейдистским теорями, но факт в том, что раз вампир не обладает душой, а жертва, предположительно, обладает. Значит жертва действует как Анима для вампира (или [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Анимус]Анимус[/url] для вампирши). Вампиру нужна душа, чтобы чувствовать себя полноценным, он вытягивает не просто кровь, а саму душу. Это архетипическая ситуация. В дополнение к этому можно сказать, что вампир действует как темная сторона Я жертвы, что делает его Тенью жертвы, еще одна архетипическая ситуация. Вампир также Обманщик - еще один архетип. Количество игр в которые можно сыграть внутри системы архетипов почти бесконечно и вы можете с легкостью создать ситуации в которых вампир может сыграть роли всех архетипов.
Что весьма приятно, если вы увлекаетесь подобного рода играми.
Но, раз вы купили эту книгу и читаете её вы вероятно увлекаетесь несколько другими играми. Вы намереваетесь сыграть в архетипические ситуации в реальном времени с некоторой помощью своего воображения. Вы собираетесь отправиться в мир вампиров - мир насилия, разврата и удивительной красоты - ужасный мир способный увлекать. Вам понадобится вся харизма и смелость на которые вы способны. Я надеюсь, что при помощи "Книги Проклятых" вы сможете воистину вернуться в то темное царство под поверхностью, мир известный всем детям.
"Живи свою не-жизнь на полную катушку, и возвращайся целым из могилы..."

_________________
When I was born it was the time the Soviet Empire reigned
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Дана
Initiate


Зарегистрирован: 10.03.2008
Сообщения: 917
Откуда: планета Такис

СообщениеДобавлено: Сб Окт 11, 2008 11:00 pm    Заголовок сообщения: Re: Сомптоу. "Вампиры - вечный архетип" Ответить с цитатой

Антиб, спасибо за перевод!

Antib писал(а):
Автор скромно пиарит себя, родимого...


На мой взгляд, он – вернее, его роман, - этого более чем заслуживает. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Кьюрис
Initiate


Зарегистрирован: 05.10.2007
Сообщения: 1407
Откуда: Северная Венеция

СообщениеДобавлено: Вт Окт 14, 2008 8:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

забавно то, что именно похожую инфу я искала с нуля два месяца назад, когда возникла необходимость разобраться в терминах совершенно чуждой мне науки Smile
_________________
Нетрудно свести лошадь к воде, но если вы научите ее плавать на спине, значит вы чего-то добились.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Lash
Со свежим укусом


Зарегистрирован: 12.10.2007
Сообщения: 50
Откуда: Kiev, my private hell

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 12, 2008 1:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ммм, очень любопытная информация. Очень.
Благодарю вас.

_________________
There is no you, there is only me (c) Nine Inch nails
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Moon_Witch
Ещё человек


Зарегистрирован: 09.11.2008
Сообщения: 5
Откуда: из вечных и холодных снов...

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 5:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Antib,
Браво. Интересно.

_________________
Пройдя сквозь века, сквозь сумрачные годы
Люди так и не поймут, кто такие ГОТЫ...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Вампиры Анны Райс -> Вампирский бар Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You cannot attach files in this forum
You can download files in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group