Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Григ
Зарегистрирован: 24.10.2006 Сообщения: 2274 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Мар 27, 2007 1:44 am Заголовок сообщения: В продолжение разговора об авангарде |
|
|
Жан Деруайе: наша музыка непопулярна, даже антипопулярна
// Французский дирижер пожаловался на публику
В Московском доме музыки прошел концерт, посвященный 85-летию выдающегося композитора Яниса Ксенакиса. Московским ансамблем руководил специально приглашенный из Франции дирижер Жан Деруайе, специалист в области так называемой спектральной музыки. Редкой возможностью обсудить с ЖАНОМ ДЕРУАЙЕ музыкальный авангард воспользовалась АННА Ъ-УРМАНЦЕВА.
– Вас называют правой рукой Пьера Булеза. Когда-то он назвал вашу фамилию, говоря о том, кто будет стоять за пультом его ансамбля "Интерконтемпорэн". Сейчас вы остаетесь в должности главного приглашенного дирижера?
– Да. И нередко вместе с Пьером Булезом мы ездим на гастроли. А иногда я один, вместо него. У Булеза есть одна интересная черта. Он любит неожиданности, поэтому прямо перед концертом любит назначить те произведения, которые буду дирижировать я, а какие он сам. И постоянно, на каждый концерт эту очередность меняет. Чтобы не было скучно, как говорит Булез, ни нам, ни слушателям.
– А сколько таких ансамблей в Париже?
– Ну, на Париж, наверное, шесть-восемь. Самый известный – "Интерконтемпорэн", это и есть ансамбль, созданный Булезом. А есть еще огромный институт ИРКАМ – Институт музыкальных исследований, это тоже детище Булеза.
– В России аналога такому институту нет...
– Да во всем мире нет. Он единственный в своем роде. Причем в этом институте, напичканном электроникой, ведутся исследования звука и акустического пространства.
– Можно ли тогда говорить о том, что Франция находится на первом месте в отношении новейших технических исследований в области композиции?
– Я скажу осторожнее – одна из первых! Но в ведущих музыкальных державах, которыми являются сейчас Германия и Италия, нет того единого направления, которое покорило бы весь мир. Во Франции оно есть – это спектральная музыка.
– Кто родоначальник этого направления?
– Жерар Гризе, Юг Дюфур, Тристан Мюрай... Сейчас нет молодых композиторов, которые не испытали бы влияния спектральной музыки...
– А что такое спектральная музыка?
– Спектр – это обертоновый звукоряд. Между этими звукорядами устанавливаются определенные связи. На самом деле такого уж точного определения пока не существует. Но ведутся исследования!
– То есть композитор создает произведение по наитию или это чистая математика и акустика? Расчет обертоновых звукорядов и их возможных взаимодействий?
– Вот Гризе, например, все рассчитывает. В какой момент звукоряды могут соединиться, в какой – не могут. Принцип композиции – чистый расчет. А в отношении формы – тут законов нет. Форма в классическом понимании уже давно перестала существовать. Сейчас музыковеды ищут новые термины, чтобы ими обозначить новые формы.
– Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века?
– Барток, Булез, Лютославский...
– Какой с русской точки зрения странный ряд! А как же Рахманинов, Прокофьев, Шостакович?
– Ну, это лично моя иерархия.
– А вообще куда, с вашей точки зрения, идет классическая музыка?
– Скажу вам честно. Чем дальше – тем непонятнее. Все композиторы разошлись по своим углам, и не ясно, что же в итоге из этого получится.
– А пока эта ваша современная музыка так и будет "страшно далека от народа"?
– Да... вот это уникальный случай вообще во всей истории музыки. За 50 лет существования наша современная музыка не может найти своего слушателя. Такого не было никогда. В том же XVII, XVIII, XIX веках музыка была значительно ближе к слушателю, нежели сейчас. Наша современная музыка не только непопулярна, но, можно сказать, антипопулярна. Вспомните "Весну священную" или первые оперы Вагнера... Эта музыка, испугав сначала слушателя своей новизной, все-таки пробила к нему дорогу. Сейчас люди перестали скандалить на премьерах – они просто не ходят.
– Вы не считаете, что в этом виноваты сами современные композиторы?
– Принцип композиции вообще сложен – так было со времен Моцарта. Средний слушатель не понимает эту сложность, но она тем не менее есть. Но сейчас, согласен, сложнее. Понятия мелодии и ритма трансформировались. Поиски звука заняли главенствующее положение. За всем этим потерялось многое. Но тем не менее многое и осталось. Вот я всегда эту музыку любил и люблю.
– И слушаете в машине додекафонные композиции?
– У меня нет машины. Только скутер. Да и вообще я предпочитаю жить в тишине, если это не касается репетиций.
Корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 47 (№ 3623) от 23.03.2007 _________________ feel no collar |
|
Вернуться к началу |
|
|
Jcsen
Зарегистрирован: 11.11.2006 Сообщения: 1227 Откуда: С.П.
|
Добавлено: Вт Мар 27, 2007 5:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Григ и корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
Григ, нам с тобой воспитанных на музыке Стравинского, Оливье Мессиана, Сергея Васильевича Рахманинова и неповторимого Роджера Уотерса, непонятна такая идеология весьма уважаемого Жана .
Фразы типа :
Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века? ( ответ– Барток, Булез, Лютославский... )
Да, и где у уважаемой Анны Урманцевой - Германия, Италия, Россия.
Хотим и про другие страны узнать |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григ
Зарегистрирован: 24.10.2006 Сообщения: 2274 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Мар 30, 2007 1:10 am Заголовок сообщения: |
|
|
Jcsen писал(а): | Григ и корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
Григ, нам с тобой воспитанных на музыке Стравинского, Оливье Мессиана, Сергея Васильевича Рахманинова и неповторимого Роджера Уотерса, непонятна такая идеология весьма уважаемого Жана .
Фразы типа :
Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века? ( ответ– Барток, Булез, Лютославский... )
Да, и где у уважаемой Анны Урманцевой - Германия, Италия, Россия.
Хотим и про другие страны узнать |
Не хочу разочаровывать, но в 2х именах из 3х, названных Жаном, мой выбор схож - ( Барток, Лютославский). Рахманинова, (или Раха, как говорят сейчас консерваторцы) - грешен, знаю плохо.
Из новых для меня имен мне Петерис Васкс близок - большое впечатление оставляют его произведения. _________________ feel no collar |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григ
Зарегистрирован: 24.10.2006 Сообщения: 2274 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Июл 18, 2007 11:19 am Заголовок сообщения: |
|
|
Беседа с Ксенакисом _________________ feel no collar |
|
Вернуться к началу |
|
|
Jcsen
Зарегистрирован: 11.11.2006 Сообщения: 1227 Откуда: С.П.
|
Добавлено: Ср Июл 18, 2007 11:35 am Заголовок сообщения: |
|
|
Хорошая беседа, мне понравился один ответ Ксенакиса.
Вот:
Р. - Иные музыканты, как Варез или Штокхаузен, отделываются от времени разрушая фразу.
Ксенакис- Это и есть область вневременнoго. Примеры — гамма, звукоряд, соотношения между различными интервалами. Но если вы хотите написать мелодию на основе данного ряда, необходимо время, расстановка во времени. Время, как и пространство, суть основополагающие структуры. Остается узнать, что же произойдет, если удастся когда-нибудь их заменить. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григ
Зарегистрирован: 24.10.2006 Сообщения: 2274 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Июл 18, 2007 11:08 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Jcsen
Ксенакис похож на Штокхаузена, особенно стал похож когда развязался с этой своей стохастикой. Он по стилю как бы между Штокхаузеном и Куртагом. Есть одно существенное отличие - Ксенакис, по-моему, композитор эпического дара, который хочет играть камерную музыку, а Штокхаузен - камерник, которого постоянно тянет на грандиозные полотна. Но это я не всерьез. _________________ feel no collar |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB
|