Вампиры:
психология чудовищ
{Mary
de Mart}
Для начала надо задать один вопрос .
Каким вы представляете себе
абсолютного киношного злодея? Возьму
на себя смелость вывести собирательный
образ . Итак: это маньяк , с внешностью
только что вырытого из могилы зомби ,
обмотанного наполовину бинтами , с
огромными лохматыми лапами и острыми
длинными когтями , а главное , с полным
отсутствием интеллекта , впрочем как и
у главного положительного героя . То ,
что я описала выше – любимейший
персонаж режиссеров фильмов жанра “ужасы”
потому , что
такого уродца не страшно увидеть , не
жалко убить и не стыдно повесить в виде
чучела возле камина . Но , пожалуй , есть
одно исключение – это вампиры . Может
быть они и вышли из огромной армии
чудовищ Голливуда , но постепенно они
становились особняком в кино , и я
позволю себе посвятить эволюции этих
героев несколько строк ниже .
Итак: сама идея экранизации различных
вариантов на вампирскую тему возникла
почти сразу же как и появился сам
кинематограф. Мы все знаем и помним
образ вампира в черно-белых фильмах.
Лысый , с большими ушами , черными
кругами под глазами и острыми , под
заточенную зубочистку , передними
зубами ( не удивляйтесь , тогда острыми
были именно передние зубы , а не клыки) .
Это чудовище под покровом ночи
протягивало свои ледяные пальцы к
очередной молоденькой жертве , тем
самым доводя до глубокого ужаса
зрителей. Заканчивали свое
существование такие злодеи обычно
одинаково – усердно забиваемым
главным героем колом в сердце . Цель
достигнута – зло побеждено , но так ли
вам страшно ? Нет, скорее жалко это
существо .
Или возьмем другой более современный
вариант кино о вампирах , напоминающий
скорее вестерн . Главный герой , стреляя
из пистолетов с обеих рук , истребляет
вампиров как крыс и выкладывает их
обугленные черепа на капоте машины ,
подобно головам только что убитых
тигров на сафари. Придраться в общем то
не к чему , все по закону жанра :
бездушные герои и бессмысленные злодеи
, к сожалению для большинства подобных
фильмов это характерно . В них главное
не интеллектуальное и психологическое
противостояние , а обыкновенная
азартная охота , делающая концовку
фильма всегда предсказуемой . Но , к
счастью, есть и другие фильмы , где зло
обаятельно и опасно , непредсказуемо и
неестественно , и в то же время , как не
покажется вам странным , очень
человечно . Речь пойдет о фильме “Интервью
с вампиром” режиссера Нила Джордана .
Этот фильм одна из попыток показать так
называемое “очарование зла”. И на мой
взгляд очень удачная . В образах
вампиров выступили самые что ни есть
мега звезды : Том Круз , Бред Питт ,
Антонио Бандерас. И их заслуга втом ,
что они сделали своих отрицательных
героев поистине незабываемыми .
В кино появилось особое зло :
физически красивое , умное , смелое и от
того еще более могущественное и
опасное . Такое зло , с которым
действительно очень трудно бороться .Вампиры
в своих образах совершенно не типичны :
обольстительный вампир Лестат ,терпеливый
и осторожный . Он умен и силен , и от того
считает себя хозяином мира . Его
спутник , плантатор Луи , не смогший
перенести потерю жены и ребенка ,
маленькая девочка Клаудия ,
превращенная в безжалостного вампира и
старейший вампир Арман – все они
являются таким же абсолютным злом как и
раньше . Но все же это уже другое зло –зло
страдающее . Именно в этом заслуга Анны
Райс , автора “Вампирских
хроник” . Она впервые дала чудовищам
душу , и эта душа страдающая . Луи боится
сам себя и плачет по каждой погубленной
им жизни . Клаудия , постепенно
взрослеющая остается в теле вечной
девочки и никогда не изменится , не
станет красивой женщиной , а Арман не
может найти себе место в новом мире ,
живущим по новым законам . Даже самый
сильный персонаж – вампир Лестат
страдает от того , что ему не дали
сделать выбор и теперь он обречен на
вечное одиночество .
Красота и сила этих новых героев
вкупе с их страдающими душами делает
невозможным простое убийство их на
экране . Уже нет . Пришло время
разобраться в психологии чудовищ .
Вампиры Райс сродни “Демону”
Лермонтова . Романтические герои волею
судьбы вынужденные приносить боль
другим , но и сами испытывающие ее в не
меньшей степени . Убийцы , сами
являющиеся жертвами и воспринимающие
свою смерть как благо . Жестокие и
любящие одновременно , они сами себе
палачи и судьи . Они уже не просто
примитивные чудовища , способные
вызывать страх или торжественный
возглас победы . Они вызывают
сочувствие , а значит находят отклик в
душе зрителя.
вернуться к оглавлению
|
|
|
|