Вампиры Анны Райс
Остров Ночи

:::  АВТОР  И  КНИГИ:::  АРХИВЫ  ТАЛАМАСКИ:::  ПЕРЕВОДЫ:::  КИНОЗАЛ:::  ПО  МОТИВАМ:::  КОНВЕНЦИИ  И  ИГРЫ:::  ФОРУМ

 HOME || e-mail
Вампиры: психология чудовищ
{
Mary de Mart}

Для начала надо задать один вопрос . Каким вы представляете себе абсолютного киношного злодея? Возьму на себя смелость вывести собирательный образ . Итак: это маньяк , с внешностью только что вырытого из могилы зомби , обмотанного наполовину бинтами , с огромными лохматыми лапами и острыми длинными когтями , а главное , с полным отсутствием интеллекта , впрочем как и у главного положительного героя . То , что я описала выше – любимейший персонаж режиссеров фильмов жанра “ужасы”
потому , что такого уродца не страшно увидеть , не жалко убить и не стыдно повесить в виде чучела возле камина . Но , пожалуй , есть одно исключение – это вампиры . Может быть они и вышли из огромной армии чудовищ Голливуда , но постепенно они становились особняком в кино , и я позволю себе посвятить эволюции этих героев несколько строк ниже .

Итак: сама идея экранизации различных вариантов на вампирскую тему возникла почти сразу же как и появился сам кинематограф. Мы все знаем и помним образ вампира в черно-белых фильмах. Лысый , с большими ушами , черными кругами под глазами и острыми , под заточенную зубочистку , передними зубами ( не удивляйтесь , тогда острыми были именно передние зубы , а не клыки) . Это чудовище под покровом ночи протягивало свои ледяные пальцы к очередной молоденькой жертве , тем самым доводя до глубокого ужаса зрителей. Заканчивали свое существование такие злодеи обычно одинаково – усердно забиваемым главным героем колом в сердце . Цель достигнута – зло побеждено , но так ли вам страшно ? Нет, скорее жалко это существо .

Или возьмем другой более современный вариант кино о вампирах , напоминающий скорее вестерн . Главный герой , стреляя из пистолетов с обеих рук , истребляет вампиров как крыс и выкладывает их обугленные черепа на капоте машины , подобно головам только что убитых тигров на сафари. Придраться в общем то не к чему , все по закону жанра : бездушные герои и бессмысленные злодеи , к сожалению для большинства подобных фильмов это характерно . В них главное не интеллектуальное и психологическое противостояние , а обыкновенная азартная охота , делающая концовку фильма всегда предсказуемой . Но , к счастью, есть и другие фильмы , где зло обаятельно и опасно , непредсказуемо и неестественно , и в то же время , как не покажется вам странным , очень человечно . Речь пойдет о фильме “Интервью с вампиром” режиссера Нила Джордана . Этот фильм одна из попыток показать так называемое “очарование зла”. И на мой взгляд очень удачная . В образах вампиров выступили самые что ни есть мега звезды : Том Круз , Бред Питт , Антонио Бандерас. И их заслуга втом , что они сделали своих отрицательных героев поистине незабываемыми .

В кино появилось особое зло : физически красивое , умное , смелое и от того еще более могущественное и опасное . Такое зло , с которым действительно очень трудно бороться .Вампиры в своих образах совершенно не типичны : обольстительный вампир Лестат ,терпеливый и осторожный . Он умен и силен , и от того считает себя хозяином мира . Его спутник , плантатор Луи , не смогший перенести потерю жены и ребенка , маленькая девочка Клаудия , превращенная в безжалостного вампира и старейший вампир Арман – все они являются таким же абсолютным злом как и раньше . Но все же это уже другое зло –зло страдающее . Именно в этом заслуга Анны
Райс , автора “Вампирских хроник” . Она впервые дала чудовищам душу , и эта душа страдающая . Луи боится сам себя и плачет по каждой погубленной им жизни . Клаудия , постепенно взрослеющая остается в теле вечной девочки и никогда не изменится , не станет красивой женщиной , а Арман не может найти себе место в новом мире , живущим по новым законам . Даже самый сильный персонаж – вампир Лестат страдает от того , что ему не дали сделать выбор и теперь он обречен на вечное одиночество .

Красота и сила этих новых героев вкупе с их страдающими душами делает невозможным простое убийство их на экране . Уже нет . Пришло время разобраться в психологии чудовищ . Вампиры Райс сродни “Демону” Лермонтова . Романтические герои волею судьбы вынужденные приносить боль другим , но и сами испытывающие ее в не меньшей степени . Убийцы , сами являющиеся жертвами и воспринимающие свою смерть как благо . Жестокие и любящие одновременно , они сами себе палачи и судьи . Они уже не просто примитивные чудовища , способные вызывать страх или торжественный возглас победы . Они вызывают сочувствие , а значит находят отклик в душе зрителя.


вернуться к оглавлению